Дайверы обнаружили полуторки на Дороге Жизни

Дорога Жизни… и страшная и радостная одновременно. Дававшая жизнь одним, она забирала ее у других, рискнувших всем ради спасения блокадного Ленинграда...

Дайверы обнаружили полуторки на Дороге Жизни

Дорога Жизни… и страшная и радостная одновременно. Дававшая жизнь одним, она забирала ее у других, рискнувших всем ради спасения блокадного Ленинграда.

В рамках проекта «1XPEDITION» орловские дайверы при содействии инженерной компании «Морская Геодезия» не первый год изучают дно Ладожского озера. В июне 2023 года команда экспедиции приступила к работе в районе маяка Осиновец, имевшего важное военно - стратегическое значение в период блокады Ленинграда. Именно здесь в конце ноября 1941 года начиналась ледовая Дорога Жизни. Маяк стал одним из символов этой адской, но жизненно необходимой для спасения людей дороги.

 

Порт Осиновец - 1942 год
Порт Осиновец - 1942 год

 

Ходить вдоль южного побережья Ладожского озера было непросто во все времена. Низкие каменистые берега, отмели, мелководье, огромные волны вздымающиеся над ним в ветреную погоду - опасные спутники судоходства. Осенняя навигация 1941 года выдалась особенно сложной. Блокадный Ленинград отчаянно нуждался в помощи. Основная часть доставки грузов и эвакуации пришлась на водную переправу. В условиях непрерывных налетов немецкой авиации в город доставляли продовольствие боеприпасы, обратно на большую землю эвакуировали мирное население, переправляли суперсекретные грузы: танки, легендарные «Катюши», наводившие ужас на немцев.

 

Военно-автомобильная дорога - "Дорога жизни"
Военно-автомобильная дорога - "Дорога жизни"

 

В конце осени 1941 года в эксплуатацию ввели ледовую Военно-автомобильную дорогу №101 (№ 102), в народе получившую название Дорога Жизни. Дорога Жизни, протяженностью свыше 30 километров, проходившая по только что установившемуся льду, от мыса Осиновец через острова Зеленцы до села Кобона, стала единственной надеждой для 2,5 миллионов  человек и в том числе 400 тысяч детей, оказавшихся в кольце немецкой оккупации.

Под грохот взрывов, превозмогая холод и страх, вопреки всем обстоятельствам, караваны полуторок шли вперед, ведь груз должен быть доставлен любой ценой. От каждой машины в буквальном смысле зависели тысячи жизней. Точных цифр, сколько машин может хранить дно Ладожского озера, не знает никто. Известно, что во время войны на Ладоге работали водолазы. По воспоминаниям начальника военно-автомобильной дороги №101 Михаила Александровича Нефедова, только за зиму 1941-1942 годов было поднято 276 машин.

 

Газ-АА (Полуторка) провалившаяся под лед на "Дороге Жизни"
Газ-АА (Полуторка) провалившаяся под лед на "Дороге Жизни"

 

Одни из них провалились в полыньи, другие стали жертвами вражеских атак с воздуха. Точное число солдат, моряков, сотрудников органов безопасности и гражданских служб, погибших обеспечивая сохранность Дороги Жизни, едва ли удастся установить.

Погружения дайверов проходят в условиях, на удивление, хорошей погоды. На озере полный штиль. Солнечные дни сменяются прекрасными закатами, а белые ночи позволяют работать практически до рассвета.

 

Подготовка оборудования к предстоящим подводным исследованиям
Подготовка оборудования к предстоящим подводным исследованиям

 

В своей работе команда использует новейшее поисковое оборудование - гидролокаторы бокового обзора, магнитометры, подводные металлоискатели, что делает работу более эффективной, а результаты более впечатляющими. 

 

Погрузка снаряжения в поисковый катер
Погрузка снаряжения в поисковый катер

 

Обследуя южную часть Ладоги орловским дайверам удалось обнаружить ряд затонувших объектов, среди которых, на сегодняшний день, удалось идентифицировать две, так называемые, полуторки, автомобили  модели ГАЗ-АА.

 

Команда ДИВО в бодром расположении духа
Команда ДИВО в бодром расположении духа

 

Станислав Трофимов, участник экспедиции поделился:

«В один из дней обследуя дно гидролткатором бокового обзора, удалось увидеть на экране очертания автомобиля. Явно прослеживалась рама и колёса. Визуальный осмотр показал, что это два автомобиля ГАЗ-АА. Такие машины использовали для перевозки грузов в блокадный Ленинград».

 

Автомобиль ГАЗ-АА, грузоподъемностью полторы тонны, получивший в народе название «полуторка», производили на Горьковском автозаводе с 1932 года. Его прототипом стал  американский грузовик «Форд АА» 1930 года. Эти грузовики были закуплены Советским Союзом по лицензионному соглашению.

 

ГАЗ-АА (Полуторка)
ГАЗ-АА (Полуторка) которую мы наблюдали в Нижнем Новгороде

 

Абинякин Роман Михайлович кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России Орловского Государственного университета имени И.С. Тургенева:

«Как известно Горьковский автомобильный завод был создан при содействии Генри Форда, знаменитого автомобильного короля. Несмотря на то, что он ненавидел Советский Союз, за деньги он пошел на «любое». В данном случае это была машина сравнительно небольших размеров с грузоподъемностью всего полторы тонны. Для сравнения советский автомобиль ГАЗ-53 или ЗИЛ-130 имеют грузоподъемность 3,5 тонны. Тем не менее полуторка являлась небольшой, массовой, достаточно мощной по силовой установке. Ехать по снегу, по воде, которые были на Дороге Жизни - слабая машина не справилась бы. Скорее всего найденные автомобили затонули при «бомбежках». Дорога жизни в береговой зоне подвергалась обстрелам, а на отдалении налетам авиации. Также, автомобили могли и просто провалиться из-за ослабшего льда, так как дорога действовала до начала апреля в 1942 году. Любая находка, как сейчас принято говорить - артефакт, связанный с историей, имеет большое значение. Это подтверждает определенные маршруты, определенные события и самое главное такие предметы являются материальным доказательством, материальным свидетельством той эпохи».

 

Три четверти автопарка Дороги Жизни составляли именно полуторки.

 

Силовой агрегат автомобиля ГАЗ-АА
Силовой агрегат автомобиля ГАЗ-АА

 

Сергей Куликов, руководитель клуба «ДИВО», координатор проекта 1XPEDITION:

«Остатки автомобилей мы обнаружили на глубине примерно 6 метров.  Они лежат на некотором удалении друг от друга, как если бы шли колонной. Одна из полуторок стоит на колесах, покрышки которых и сегодня держат давление, другая перевернута, ее борта и фрагменты кузова находятся под слоем песка, сохранившего их для потомков, задние колеса разорваны взрывом. Примечательно, что на двух автомобилях установлены колеса трех разных фирм. На первой полуторке это колеса фирмы «Rubber concern of USSR», на второй - «Красный треугольник» и «Ярославский резинокомбинат». Мы считаем, что второй найденный автомобиль является представителем одной из первых модификаций автомобиля ГАЗ-АА, однако окончательные выводы сделают эксперты. Большие железные рамы, мосты, трансмиссии, двигатели, аккумуляторы и коробки передач имеют следы коррозии металла из-за многолетнего контакта с водой. Личных вещей на данном этапе исследования найдено не было. Работу осложняет сильное заиливание объектов. Однако мы не теряем надежды найти агрегатные номера, которые помогли бы нам отследить автомобили, узнать их судьбу, а, возможно, и личные данные водителей.

 

Автомобиль ГАЗ-АА на дно Ладожского озера
Автомобиль ГАЗ-АА на дно Ладожского озера

 

В ближайших планах размытие грунта с помощью водолазного гидроэжектора, дополнительное изучение объектов и подъем машин со дна Ладожского озера. По словам реконструкторов, автомобили можно не просто восстановить, но и завести. В будущем планируем передать их в музей Ленинградской области».

 

Резина "Rubber concern of USSR"
Резина "Rubber concern of USSR"

 

С большим интересом к находкам отнеслись студенты исторического факультета ФГБОУ ВО «Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева». Участие в экспедиции дает им возможность  изучать историю на практике: наглядно увидеть, прикоснуться к объектам истории, прочувствовать, переосмыслить, прочитанное в книгах, применить полученные ранее теоретические знания.

 

Задняя часть автомобиля ГАЗ-АА
Задняя часть автомобиля ГАЗ-АА

 

Никита Князев, студент Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, участник экспедиции:

«Могу сказать, что участие в экспедиции — это возможность получить необходимый ценный и разнообразный опыт, необходимый для достижения более высокого уровня академической компетентности. Участие в экспедиции позволило мне углубить знания, получить навыки исследовательской и полевой работы. Я смог прикоснуться к истории, стать ее участником, ведь события экспедиции это тоже, своего рода, новейшая история».

 

Находки дайверов клуба подводного плавания «ДИВО» наглядно доказывают нам, что воды Ладожского озера скрывают множество значимых в историческом плане объектов, изучение которых, возможно, позволит в будущем пролить свет на многие события происходившие на Дороге Жизни в те страшные дни, почтить память героев, увековечив их имена.

 

Перед погружением в Ладожское озеро
Перед погружением в Ладожское озеро

 

Сергей Куликов, руководитель клуба «ДИВО», координатор проекта 1XPEDITION:

«В ближайшее время экспедиция Наследие Ладожских глубин будет продолжена. Нашей командой было обнаружено старинное судно на большой глубине, с фамильным гербом на борту. С затонувшего объекта было поднято несколько артефактов. Для идентификации судна требуется продолжить исследования, а значит у нас есть возможность раскрыть еще одну тайну, хранимую глубинами Ладоги».

Понравилась статья? Ей можно поделиться в социальных сетях