Российские дайверы нашли затопленную финскую флотилию

Эта история уже сама становится легендой. Участники тех событий с каждой попыткой пересказать их прибавляют что-то свое, новое. Но так ли важны мелочи...

Российские дайверы нашли затопленную финскую флотилию

Эта история уже сама становится легендой. Участники тех событий с каждой попыткой пересказать их прибавляют что-то свое, новое. Но так ли важны мелочи, когда есть главное? Русские дайверы нашли на Ладоге затопленную во время зимней советско-финской войны 1939-40 годов флотилию.  Да, да, именно так, ведь в тот день, 22 января 1940 года, советские бомбардировщики СБ-2 из состава 41-й эскадрильи Ладожской флотилии затопили «Валамон Луостари», который стал единственной на Ладожском озере боевой потерей флотов с обеих сторон.

 

 

Ладога – озеро волшебное. Глубина местами достигает 300 метров. Это крупнейшее пресноводное озеро в Европе, площадью почти 18 тыс. кв. км. (длиной более 200 км, шириной около 100 км). Но главное не масштабы, а характер. Нередко при солнечной тихой погоде резко начинаются шквалистый ветер и сильный шторм с шестиметровыми волнами.

 

Дайв-бот Одиссей-2
Дайв-бот Одиссей-2

 

« Самая большая волна, в которую я попадал здесь – это пятиметровый шторм, - капитан экспедиционного судна «Одиссей-2» Михаил Чупин человек бывалый, степенно попыхивая трубкой, продолжал, - в 1993-м году это случилось, по неопытности попал в изрядную передрягу. С Валаама мы шли в реку Свирь на Онегу в Петрозаводск. И вдруг внезапно начался шторм, волны пять метров. Вода пресная, поэтому разгоняется моментально. Волны не такие как в море с большой соленостью, там длина волны порядка 120-140 метров, при высоте волны, допустим, 3 метра. На Ладоге длина волны 20 метров, и на Финском заливе, который распреснен, тоже очень опасные волны. Волна высотой 5 метров на Ладоге -  просто пятиметровый забор, который ты должен как-то или проткнуть, или через него перепрыгнуть и если прыгаешь через этот забор час, два, три… сильно утомляет. Это нельзя описать что такое, могу только сказать, что на десятилетие этого события те, кто был тогда на борту водолазного бота, собирались специально отмечать это событие.  А ребята можно сказать весь мир объездили, много повидали, но в один голос сказали, что ничего в жизни подобного никогда не испытывали. Слава Богу! Надо просто к Ладоге относиться с уважением и понимать где ты находишься, и тогда все будет хорошо».

 

Михаил Чупин капитан дайв-бота Одиссей-2
Михаил Чупин капитан дайв-бота Одиссей-2

 

Капитан - человек-легенда, отменный рассказчик и любитель таинственных историй. Именно его рассказы о затонувших кораблях Ладоги воодушивили дайверов из Орловского клуба подводного плавания «Диво»  пройти подготовку к предстоящей экспедиции на Карском море именно здесь, на Ладоге. «В последние годы из-за курса валют начались проблемы с поездками за рубеж. Сначала мы приуныли, но ненадолго. Посмотрев на карту необъятной России, поняли, что и в родной стране полно подходящих для дайвинга мест: Баренцево море, Байкал, Ладога. И ни разу не пожалели. Такой красоты нигде нет. Одни белые ночи на Ладоге чего стоят! Первые дни мы как дети бегали: острова, красота, капитан рассказывает истории, все так интересно…», - делится впечатлениями Сергей Куликов (руководитель Орловского клуба подводного плавания «Диво»).

 

Шхеры на Ладожском озере
Шхеры на Ладожском озере

 

Детские мечты взрослых мальчишек

 

Орловские дайверы мечтают найти следы полярной экспедиции их земляка – Владимира Русанова, пропавшей в 1913 году в акватории Карского моря. В планах – найти фрагменты экспедиционного судна «Геркулес», по которым можно было бы его идентифицировать. Прототип капитана Татаринова из романа Вениамина Каверина «Два капитана» – Русанов первым попытался пройти по маршруту  Cеверного морского пути за одну навигацию. Открыл на архипелаге Шпицберген и закрепил за Россией гигантские месторождения каменного угля.

В 2017 году дайверы Орловского клуба подводного плавания «Диво» с коллегами из Воронежа готовились на Ладоге к поисковой операции на Карском море. Во время тренировочных погружений осваивали методы работы с поисковым оборудованием. «Здесь в каждой деревне,  свои легенды. Капитан их собирает и рассказывает так захватывающе, что захотелось что-то и самим найти, - говорит Сергей Куликов. - «Кэп» среди прочего, рассказал как-то про пароход «Валамон Луостари», который затонул в Никоновской бухте, но найти его не смогли.

 

Valamon luostari
Valamon luostari

 

История этого парохода действительно незаурядная. В 1931 году Валаамский монастырь приобрел транспортное судно «Kjell», которое в то время обслуживало пассажирские перевозки и курсировало по всему побережью. Судно построено в Швеции, в 1862 году. На момент покупки монахами, оценено в 60 000 марок. «Kjell» был в отличном состоянии, и весной 1931 года под новым именем «Valamon luostari» («Валаамский монастырь») стал обслуживать маршрут Валаам – Лахденпохья. Во время Зимней советско-финской войны 1939-40 годов пароход мобилизовали в состав транспортного отряда финской Военной флотилии.

 

Valamon luostari
Valamon luostari

 

22 января 1940 года,  «Валамон Луостари» в результате атаки советских бомбардировщиков был затоплен в Никоновской бухте на глубине 7–9 метров. Он стал единственной на Ладожском озере боевой потерей флотов с обеих сторон. Никто из экипажа не погиб, из корабельного имущества удалось спасти только бортовой журнал. «У монастыря финны несколько пароходов тогда забрали. По сути - это и была вся Ладожская флотилия. Но неизвестной судьба оставалась только у «Валамон Луостари». И так захотелось его найти. Тем более поисковое оборудование есть. Зачем его порожняком гонять? Старались найти, но тщетно. Решили уже, что «Валамон Луостари» - это просто местные байки», - вспоминает Сергей Куликов.

 

Трое дайверов, механик Серега и собака такса

 

Тренировочные погружения на Ладоге были закончены, команда готовилась к обратному переходу. Накануне  решили запастись провиантом. В «зодиак» сели трое дайверов: Николай Логвинов, Эдуард Чинёнов, Виталий Дюмин, и с ними судовой механик Сергей Логинов со своим верным спутником – собакой таксой. Отправилась компания в ближайшее сельпо на причале. Именно там можно купить знаменитую копченую форель, которую выращивают и по особому рецепту готовят монахи Валаамского монастыря.  «Мы уже возвращались на судно, - вспоминает Николай Логвинов, -  в Большой Никоновской бухте Валаамского архипелага решили еще раз поработать с гидролокатором бокового обзора. Включили и на приборе увидели очертание какого-то объекта. Именно Серега Логинов, механик и помощник капитана «Одиссея-2» был первым, кто увидел пароход: «Ребята! это что-то явно рукотворное и его нет ни на одной навигационной карте». Мы так и замерли от восторга. Неужели нашли? Но что именно?»

На следующее утро, нужно было уезжать, но дайверы решили осмотреть находку. Один из участников экспедиции, Александр Архипов, вспоминает:  «Мы туда нырнули и вот он красавец, стоит на ровном киле. Первоначальная версия была, что это пароход «Сергий», тоже Валаамскому монастырю принадлежал. Капитан рассказывал, как его при отступлении затопили финны. Потом выяснилось, что «Сергий» затопили в Монастырской бухте, он получил незначительные повреждения, и сами финны его подняли. Получается, что мы нашли  «Валамон Луастари». Так долго и целенаправленно хотели найти этот пароход и на тебе, что называется пальцем в небо. Просто не верилось». Догадки догадками, но пока не подтвердится версия, утверждать ничего нельзя. А сроки экспедиции вышли - пора в базу. «Мне этот пароход потом два года спать не давал. Когда что-то нашли, но не понятно, что именно, хочется докопаться до сути», - говорит Сергей Куликов.

 

Valamon luostari
Элемент корабля Valamon luostari

 

За два года, готовясь к экспедиции по идентификации «Валамон Луостари» дайверы собрали всю информацию не только об этом судне, но обо всех пароходах, которые могли оказаться на дне Ладоги. В июле 2019 года команда орловских и воронежских дайверов вновь собралась на борту «Одиссея-2». Капитан Михаил Чупин тоже готовился к этой экспедиции: «Здесь холодная вода, не очень хорошая видимость. Насчет живности – меньше только на Луне, пожалуй, но есть и свои преимущества - сохранность всего, что утонуло как в музее. То, что тогда нашли «Валамон Луастари» – это версия  99 процентов вероятности. Больше просто некому здесь лежать. Но это нужно доказать замерами, может очистить часть носа и прочесть название».

Размеры «Валамон Луостари» известны, и еще один интересный факт обнаружили дайверы - по документам первая буква «V» - «Виктория», а на борту парохода «W».

 

Новый объект на лоциях Ладоги   

 

Температура воды в точках погружения не превышала 5-9 градусов.  

 

Дайверы на Ладожском озере
Подготовка к погружению

 

Первые эмоции, как правило, становятся основными. «Прямым попаданием бомбы там разрушена центральная часть палубы, сбита труба. Через разрушенную палубу мы проникли во внутренние помещения – завораживает..!» - поделился впечатлениями  Александр Архипов. «По бортам черепками все усыпано, - подхватил еще один участник экспедиции, Виктор Уколов, - я борт попытался щеткой пройти, короста отвалилась, появилась буква «А», мне показалось, что синего цвета. На носу брашпиль – для подъема якорей, там два якоря – один в клюзе, другой где-то на дне. Рядом привод, на нем блестящая деталь в форме кувшинчика. В трюме машинного отделения паровая машина». Сергей Куликов подытожил: «Каждый дайвер мечтает найти затонувший корабль. Непередаваемое ощущение, внутренний восторг, не каждому это дано, слава Богу, что есть такая возможность прикоснуться к истории! Надеюсь, мы еще не раз вернемся на Ладогу. Теперь дайверы могут побывать на этом пароходе – радует очень, что именно мы подарили всем такую возможность. «Валамон Луостари» затонул почти 80 лет назад, но хорошо сохранился и очень перспективный в плане более детального обследования. На море  он просто разложился бы уже на атомы, или превратился в красивый риф».

 

Российские дайверы на Ладожском озере
Находки с корабля

 

Вечерами, собравшись в кают-компании, фиксировали расположение обнаруженных предметов, чертили схемы, сопоставляя их с архивными фотографиями парохода. Благо, что их оказалось несколько, причем  хорошего качества. Опытные поисковики говорят, что большая удача – поднять со дна Ладоги, например, красивую посуду, простое везение – дайверский фонарь или грузовой пояс. В ходе экспедиции были обнаружены фрагменты посуды с камбуза, карданный подвес предположительно от гирокомпаса и два навигационных фонаря. На одном сохранился «шильдик» с маркировкой и указанием фабрики изготовителя. Но главный итог - полное обследование парохода. На поверхности озера по выставленным буям определили истинный курс судна. Под водой дайверы вычислили длину корабля между штевнями по ширстреку, ширину в районе миделя и высоту борта в районе машинного отделения. Все промеры однозначно подтверждают, что это тот самый «Валамон Луостари», бывший «Кжель». Вот так, на лоциях Ладоги появился новый объект.

 

Никоновская бухта острова Валаам
Никоновская бухта острова Валаам

 

Поиски экспедиции Русанова и судна «Геркулес» пока не осуществились. Слишком много нюансов, не зависящих от дайверов, но они готовы к экспедиции и верят в лозунг капитана Татаринова, прототипа их земляка Владимира Русанова – «бороться, искать, найти и не сдаваться!» Удачи вам, ребята!

 

Автор: Галина Дистерло

 

Ссылки по теме:

Россия "Культура" - "Валамон Луостари". На Ладоге дайверы установили название судна, затонувшего в 1940 году

Российская газета - С погружением в историю

Ocean TV - Озеро. Бухта. Пароход

DiverNET - RUSSIAN LAKE DIVERS MAKE UNIQUE FIND

ТЕТИС - Долгожданное открытие на Ладоге

ОГТРК - Орловские дайверы нашли в Карелии дореволюционный пароход

ТРК Истоки - ОРЛОВСКИЕ ДАЙВЕРЫ НАШЛИ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПАРОХОД VALAMON LUOSTARI

Комсомольская правда в Орле - Орловские дайверы нашли дореволюционный пароход «Valamon luostari»

Радио России Орел

 

Понравилась статья? Ей можно поделиться в социальных сетях