Приступая к финишному редактированию второй части моего обзора (читать первую часть), посвященного орудиям SS Thistlegorm, решил еще разок заглянуть на FLIKR, чтобы подобрать несколько фото для иллюстрации. И вдруг, рассматривая фото разных лет, я отчетливо понял как катастрофически быстро и безвозвратно уходит от нас SS Thistlegorm!
Посмотрите:
Это фото тисселевской зенитки Nikki van Veelen сделал в декабре 2005 года. Щит практически цел. Только в одном месте слева от ствола верхняя часть щита отошла от фронтальной.
Эту фотографию я сделал в июле 2011 года. Щит уже практически отломлен, но еще держится.
Ну, а это фото Pete McKeon сделал в ноябре 2011 года. Всё! Щит окончательно отломлен! Те кто еще не был на SS Thistlegorm уже никогда не увидят зенитную пушку в ее более менее первоначальном виде! Как обидно!
Ну что же! Тем не менее давайте все же вернемся к поиску ответа на вопрос что же за зенитное орудие было установлено на SS Thistlegorm.
Надо сказать, что с зениткой дело оказалось попроще. Как вы уже наверное поняли основным принципом моего исследования является принцип визуальной идентификации. Проще говоря я, имея какие-то указания на марку или тип вооружения, снаряжения, пытаюсь найти его изображение или фото в его, так сказать, первозданном виде и сравнивая с тем что мы видим перед собою, придти к выводу о том что же это за автомобиль или в данном случае орудие.
В поисках зенитки дело продвигалось гораздо быстрее. Практически сразу наткнулся на сайт www.asww.org на котором обнаружил вот этот рисунок и следующее описание.
«Q.F. 3-дм стала первой английской пушкой, специально спроектированной как зенитная. Первоначально она предназначалась для вооружения кораблей и была запущена в производство в начале 1914 года. Необычное название, указывающее на вес орудия (20 центнеров или 1 английская тонна) — способ отличить его прочих 3-дюймовых пушек, которыми в изобилии были оснащены британские армия и флот.
Орудие устанавливалось на массивной тумбе с возможностью кругового вращения, эта тумба с помощью болтов могла крепиться к палубе корабля, либо к какому-нибудь другому твердому основанию. Когда стало ясно, что армии требуется более мобильное орудие, для пушки сконструировали специальную четырехопорную платформу, вместе с которой она могла перевозиться в кузове тяжелого грузовика. Хотя это орудие и уступало по своим характеристикам следующей модели — 94-мм (3,7 дюйма) зенитке, все же из-за меньшего веса и большей мобильности она оставалась на вооружении и в годы Второй Мировой войны.»
По-моему все очень ясно и понятно! Оставалось только разобраться со щитом. Вы помните, что на орудии Тисселя имеется щит, предназначенный для защиты личного состава орудийного расчета от пуль и осколков. Такими щитами оснащено очень много типов артиллерийских орудий.
Поставить точку в этом вопросе удалось благодаря автору ghoort.livejournal.com Ему, как пишут часто на форумах, «огромный наш респект и уважуха». СПАСИБО! Я вам очень рекомендую посмотреть и почитать его рассказ на указанной страничке!
Итак, мы перемещаемся в Лондон. В музей Woolwich Royal Arsenal
Благодаря автору выясняем, что Музей артиллерии расположен в Лондоне, в районе Вулвич, посреди промышленных районов Ист-Энда. Добраться туда можно на пароме или на DLR. Его коллекция включает в основном британскую артиллерию, включая несколько самоходных машин, а также собрание восточных древностей. И теперь уже видим не рисунок, а фотографию зенитки.
Авторская подпись к фото гласит «3 дюймовая зенитная пушка Mark III, 1918 год. Переделка морского орудия»
Ну, а теперь внимание! Следующие фото и подпись к ним отвечает на все наши вопросы и, по-моему, прекращает всякие рассуждения про «тяжелый зенитный пулемет» на Тисселе.
«Первая британская специализированная зенитная пушка. 12 фунтовая многоцелевая пушка Mark V, переделка морского орудия. 1941 год.»
Вопросы остались? У меня тоже нет.
В завершение этой части обзора хочу показать еще несколько фото сохранившихся орудий. Стоят они на суше, воздействию очень соленой воды Красного моря не подверглись, поэтому и сохранились весьма хорошо. Это обстоятельство позволяет нам представить зенитку Тисселя в ее изначальном виде.
И в завершение очень интересное, на мой взгляд, фото со странички
Весьма и весьма примечателен комментарий автора к этой фотографии: «One of the more unusual guns at Chatham, Kent, is this 12-pounder dual purpose weapon mounted on a railway flatbed truck. In this form it could have been easily moved around a dockyard on the dock's own railway. No detailed information about this weapon's history is displayed.»
Выделено и подчеркнуто мною. Переводится не сложно и смысл в том, что в таком варианте орудие запросто маневрировало вокруг судостроительной верфи по собственным железнодорожным путям этой верфи. Рискнем сделать вывод или предположение: в организации противовоздушной обороны верфей вероятнее всего были задействованы те же самые орудия, которыми оборудовались и суда, оснащаемые по программе DEMS на этих верфях.
Итак, дорогие мои читатели, теперь слушая воркование дайв гидов перед погружением на SS Thistlegorm о тяжелых пулеметах и малокалиберных зенитных пушках, вы можете, полагаю, смело заявлять что-то типа: «Извиняюсь, сэр! Но нетути там никакого пулемета и малокалиберной зенитной пушки!»
Владельцы веб-сайтов и их авторы — убирайте из описаний SS Thistlegorm эти многожды перекопированные фразы типа «heavy calibre machine gun» и пр. Да и вообще — вносите исправления в описания SS Thistlegorm!
Наш SS Thistlegorm, как полноправный представитель судов семейства DEMS был вооружен двумя артиллерийскими орудиями!
Для борьбы с подводными лодками, торпедами, минами и кораблями противника на SS Thistlegorm было установлено 4-х дюймовое орудие Mark VIII.
Для противовоздушной обороны SS Thistlegorm был вооружен зенитным орудием — 12 фунтовой многоцелевой пушкой Mark V.
Вместо эпилога…
Вчера пришел мейл от моих товарищей и наших коллег дайверов из Перми Ирины и Александра Захарова. Они назвали мои обзоры на тему Тисселя «тиссельтацией». Очевидно от слова «диссертация». И они таки правы!
В самое ближайшее время я собираюсь выдать «нагора» новый обзор по автомобилям SS Thistlegorm! Тем кто читал мои предыдущие обзоры хочу сказать – всё не так как я описывал! Еще интереснее!
На SS Thistlegorm покоятся весьма уникальные авто, о которых не упоминается ни в одном гиде!
Огромное спасибо Нэду Мидлтону (Ned Middleton) который в своем письме мне весьма великодушно и абсолютно бескорыстно подсказал направление поиска.
Экспедиция орловского клуба подводного плавания «ДИВО» отправляется на SS Thistlegorm. По ее возвращению, уверен, мы обрадуем фанатов SS Thistlegorm новыми рассказами о его грузе!
Выражаю искреннюю благодарность авторам материалов использованных мною при написании этой «тиссельтации», упомянутых в тексте, а также:
- http://talks.guns.ru/...
- http://www.flickr.com/..
- http://www.diverswarehouse.co.uk/...
- http://forums.gunboards.com...
- http://www.divernet.com/...
и многим, многим другим авторам чьи заметки, мнения и мысли были использованы мною для подготовки этого обзора.
До новых встреч!
С Уважением, ваш В.Шевцов
Понравилась статья? Ей можно поделиться в социальных сетях